Как вы думаете, если печатная газета не выходит целый год, можно ли констатировать, что она больше не выходит? Да. А может ли юридическое лицо испытывать моральные страдания? Нет.
Однако, для судей Верховного суда всё наоборот, и решения они принимают не по букве закона, а с целью – наказать, запугать независимое издание.
10 ноября, коллегия Верховного суда Кыргызстана в составе судей Маргариты Мельниковой, Дильбар Кульматовой и Болотбека Батыралиева вынесла решение в отношении кассационной жалобы по иску ЗАО «Вечерний Бишкек» к ОФ «ПроМедиа Плюс». Согласно данному решению редакция «Кактус» (ОФ «ПроМедиа Плюс») должна выплатить 500 тысяч сомов, а журналистка Диля Юсуповой 100 000 сомов газете «Вечерний Бишкек» в качестве морального вреда.
Иск от ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек» был подан зимой 2023 года. Поводом для иска стала статья о закрытии газеты «Вечерний Бишкек» и об увольнении сотрудников. Представители истцов посчитали, что данная информация наносит им непоправимые моральные страдания, порочит деловую репутацию и подали иск на 50 млн сомов.
10 месяцев длился процесс. Суды прошли в двух инстанциях и окончательную точку поставила коллегия Верховного суда.
Дина Маслова, учредитель «Кактус медиа» прокомментировала это решение: «Иск от ЗАО “Издательский дом “Вечерний Бишкек” считаю абсурдным. Суть спора в следующим: Kaktus.media в конце декабря 2022 года написал, что газета не будет выходить с 1 января 2023 года. 10 месяцев длился судебный процесс, и все это время газета не выходит. Издательский дом с многомиллионными долгами перед бюджетом подал иск, чтобы, видимо, покрыть свои долги за взыскания исковой суммы — изначально истец требовал 50 млн сомов. Иначе такую сумму никак не могу объяснить. Ну, или чтобы запугать.
Считаю иск политически мотивированным. Медиасообщество видит редакционную политику “Вечернего Бишкека”, она провластная, хотя формально издание частное. Но таких кейсов в Кыргызстане достаточно много.
Судебные решения всех трех инстанций заведомо незаконные и несправедливые. И это просто объяснить следующим образом:
- Это первый известный судебный прецедент, когда компенсацию за моральный вред взыскивают в пользу юридического лица, хотя есть решения пленума Верховного суда, где четко указывается, что такое моральный вред, что он может быть у человека, а у юридического лица нравственных страданий быть не может. Таким образом, независимо от того, суд взыскал бы 1 сом или 1 миллион — это решение было бы незаконным, потому что морального вреда у частной компании быть не может.
- Истец не предоставлял доказательства того, что издательскому дому нанесен какой-либо ущерб. И не мог объяснить, откуда взялась сумма в 50 млн сомов. Ответчик предоставил доказательства от госорганов о том, что имущество ЗАО находится по арестом, что долги перед бюджетом — несколько десятков миллионов сомов. В материалах дела есть документы о том, что выпуск газеты с 1 января 2023 года приостановлен, а с сотрудниками газеты трудовые договоры не продлили. Следовательно, когда истец подавал иск, то изначально требовал опровергнуть то, что является правдой!
- Из всего перечня того, что истец требовал опровергнуть, суды оставили один пункт для опровержения — что “Вечерний Бишкек” банкротом не является. Но взыскиваемая сумма должна быть соразмерной. С точки зрения судебной практики в Кыргызстане взыскивать с общественного фонда 500 тысяч сомов — это много. У нас за пытки в пользу потерпевших взыскивают в 10 раз меньше. И сумму в полмиллиона с kaktus.media и 100 000 сомов с журналиста взыскивают из-за одного слова — “банкрот”! Т. е. стоимость одного слова, которое, по сути, правдивое, потому что у компании многомиллионные долги, которые истец не выплатил — 600 000 сомов».
Нурбек Сыдыков, юрист ОФ «Институт Медиа Полиси» подчеркнул, что моральный вред не может быть взыскан с юридического лица, он может быть взыскан только в пользу физического лица из-за причиненных нравственных страданий.
«В этой связи мы рассматриваем возможность подачи индивидуальной жалобы в Комитет ООН по правам человека и в другие международные организации», — сказал юрист Сыдыков.
«Это незаконное решение суда, — заявил Акмат Алагушев, юрист ОФ «Институт Медиа Полиси». — Решение было принято под большим давлением, и это показывает тот факт, что суд объявлял перерыв.
И за весь период судебного процесса судьи не задали ни одного вопроса. Что касается исполнения решения, то обсуждается сбор денег. Думаю, что такие незаконные решения объединяют СМИ и журналистов. Подобное беззаконие будет объединять».
Главный редактор Kaktus.Media Дина Маслова не первый раз сталкивается с судебными исками против ее издания и журналистов за осуществление профессиональной журналистской деятельности. В 2017 году, когда Дина Маслова возглавляла интернет-издание «Заноза», генпрокурор Кыргызстана Индира Джолдубаева подала несоразмерный многомиллионный иск о защите чести и достоинства президента Алмазбека Атамбаева к СМИ, который суды трех инстанций удовлетворили. Однако, стоит отметить, что впоследствии, А.Атамбаев отозвал материальные претензии к учредителям интернет-издание «Заноза».